Что выводит официантов из себя, кому они могут плюнуть в капучино и зачем нужно правильно произносить «эспрессо» – мы поговорили с челнинскими работниками общепита для того, чтобы нашим читателям никто не посмел чихнуть на стейк.

Альбина Адиятуллина
Работает в кофейне «Бинхартс»
Работаю официантом с 16 лет. За все время работала как в ресторанах, так и просто в кафешках. Гостей встречала разных: приятных и не особо. Самый большой чай, который оставляли – 1500 рублей. Стоит отметить, что наш народ совсем не приучен оставлять на чай. Сама я стараюсь не дерзить официантам, если сижу в заведении. И всегда оставляю чаевые.
Считается, что для такой работы особого ума не надо. У нас любят принижать официантов. Я на это стараюсь не обращать внимания – нервы дороже. Есть, конечно, и хорошие гости, которые ко всему относятся с пониманием и, несмотря ни на что, оставляют чаевые. С ними приятно пообщаться и на другие темы, кроме работы.
Пожелания гостей бывают разные, например: «Можно подогреть пиво?», «Можно ли мне теплый коктейль?" (который делается из мороженого), «Можно ли подогреть мороженое». Вот такие странности.

Сергей Балыкин
Долгое время работал официантом, бросил из-за любви к велосипедам (открыл свой бизнес)
В среднем оставляют по 200 рублей. Самую большую сумму оставляли в 1100 рублей с одного стола, заказав при этом только чай, сок и кальян. За день, самое большее, забирал более 2000 рублей.
Больше всего бесили пафосные девушки: они заказывали только чай и кальян, а вели себя так, словно у них счет на миллион. Бывало, что приходили и жлобы. Тогда мы просто говорили новеньким официантам, чтобы они обслуживали те столы.
Среди странных пожеланий был случай, когда пьяная девушка просила меня станцевать. А потом, в итоге, попросила номер телефона.

Евгения Ветрова
Я работаю барменом в рестобаре «Бараshки». До этого работала официантом. Общий опыт работы в ресторанном бизнесе – порядка 8 лет.
В заведение иногда приходит такой тип людей, которые платят лишь копейка в копейку. Другие же порой из-за 15 рублей готовы жуткий скандал устроить... Ну а так, в среднем, чаевые за весь день бывают в районе 800 рублей. Самое большее с одного столика – 1200 рублей.
Гости меня всегда поражают тем, что когда даешь им сдачу мелочью, то они начинают возникать типа «что за фигня». Как будто это не деньги! Но больше всего раздражает, что посетители, пришедшие отдыхать, не ценят труд персонала, который старается им угодить. А относятся к нам, ну извините, как к ничтожествам. Мы такие же люди, делаем свое дело.
Если говорить о каких-то необычных заказах, то меня уже сложно чем-то удивить. Но, пожалуй, один случай припомню. То был заказ, когда попросили сделать капучино в графине. В итоге гость был так доволен, что даже оставил на чай рублей 800.
Но больше всего мне было бы приятно, если бы гости называли кофе «эспрессо» правильно (не «экспрессо»!). Внутри начинает сжимать, когда произносят неправильно.

Валерий Мещанов
Где платят, там я
Я в основном банкетчик. А чаевых на банкетах оставляют меньше, чем хотелось бы. Или, как в большинстве случаев, вообще не оставляют. Но бывают приятные исключения, как правило, на частных, небольших по масштабу мероприятиях. Прошлым летом, на такой закрытой вечеринке, девушка дала мне пять рыжих тысяч просто за то, что я похож на её бывшего молодого человека, с которым она когда-то неплохо проводила время.
Со скупыми гостями, увы, ничего не поделать. Как-то намекать на чаевые смысла нет, их это только злит. Хотя в этой сфере раздражают не они, а посетители, которые ведут себя по-хамски. Года три назад работал в одном заведении, там отношение к таким людям было крайне негативное: могли и на стейк чихнуть и в капучино плюнуть. «Наверно мы должны испытывать чувство вины, но она нарушила основное правило "не доводи того, кто приносит тебе пищу"» (из фильма Waiting 2005г.)

Анна Пантелеева
Работаю официантом год
Я вообще люблю людей и ко всем посетителям отношусь так, будто они пришли ко мне в гости. Самое, пожалуй, неприятное это когда гости никуда не торопятся, но при этом делают вид, что опаздывают. Например, говорят, что через 30 минут у них самолет, а сами в итоге сидят ещё часа 3-4... И относятся тебе как к слуге! Вроде как ты просто обязан их БЫСТРО обслужить.
По поводу чаевых, это дело каждого. Но, конечно, очень приятно, когда их оставляют. Самое большее было 3000 рублей в день, а с одного стола 2000 рублей.
Больше всего раздражает, когда просят ПОДОГРЕТЬ пиво. Да не пейте вы его вовсе. Чаю лучше или водки. А вообще, люди приходят в кафе отдыхать и они вправе вести себя расслабленно. В пределах разумного, конечно.

Вячеслав Ложкин
Работал в «Мираже». Собираюсь устроиться туда снова после реконструкции.
В среднем за день выходит 1500 рублей на чай. Самой большой суммой от одного стола было 3100 рублей, но то был мой постоянный гость. Как таковых скряг среди гостей не бывает, главное хорошо их обслужить и расположить к себе.
Странное пожелание было всего один раз. Гость как-то заказал водку и соус тар-тар.
Жутко раздражает, что официантов ни во что не ставят. Гости позволяют себе слишком многое: выражаются неблагоприятно в наш адрес, оскорбляют, обращаются как с прислугой. Хотя мы такие же люди.

Антон Ульянов
Работаю в ресторане Open City
В среднем за день собирается 500 рублей, а со столиков - 150. Самая большая сумма, которую оставляли мне – 2000 рублей, причём не понятно за что. Это произошло 8 марта. Был полный зал и про этот стол я почему-то все время забывал, из-за чего долго выносил блюда и редко подходил к ним. Поэтому очень удивился, когда в счетнице увидел такие чаевые. Хотя, когда принимал заказ у них (мужчина с девушкой), то они закрыли меню и всё спрашивали у меня. Вот тут пришлось "попотеть", рассказывал все меню и бар по памяти!
Чаще всего не оставляют чаевые за небольшие банкеты и официанты сразу начинают оскорблять между собой того, кто платил за банкет. Считаю, что большинство официантов относится к чаевым не правильно. Они считают, что гость обязан их оставлять при любом раскладе. Это не так, ведь чаевые - это поощрение за хорошее (подчеркиваю) обслуживание. И даже если оно таковым и было, то гость в праве сам решать, оставлять чаевые или нет. Ведь нам и так платит работодатель. Если он их все же не оставил, то это не означает, что он жлоб. Ведь мы же не знаем, может он деньги, которые потратил на этот банкет, копил целый год (и наличие у гостя последнего айфона и т.п. в наше время ничего не означает).
Согласитесь, лучше пусть ничего не оставит, чем оставит, но звонкую мелочь, из-за которой станет ещё обидней. А если же гость не бедный, то может он был там, где его обслужили куда лучше. Я, конечно, не хочу сказать, что скряг не бывает, просто на самом деле их намного меньше, чем все думают. И не надо на них обижаться, может ему так понравилось обслуживание, что он вернётся в следующий раз и тогда уже оценит наш труд! :) Надо просто любить свою работу и тогда чаевые всегда будут хорошими!